17 ноября - Лхабаб Дуйсэн. Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю
Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение,
Будда Шакьямуни находился на небе Тушита (тиб. Гандэн, букв. «Сад
Радости»). Тушита — четвертое небо, где обитают все бодхисаттвы до того,
как станут буддами. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе,
необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума –
Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса
неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания.
Считается, что Будда Шакьямуни переродился в этом Мире как Учитель по
имени Шветакету и проповедовал Учение (Дхарму) небожителям и своей
матери. Проживая бодхисаттвой в царстве счастливых небожителей, Будда Шакьямуни
понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на
земле в хорошо известном образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с
небес Тушиты в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды
Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение
богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.
Между тем Будда, обретя земное рождение, после 29 лет счастливой жизни
во дворце ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под
деревом бодхи, стал просветленным, то есть, буддой, и начал
проповедовать Учение.
Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника.
В некоторых странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц.
Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны
(хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.
В странах буддизма Тхеравады Праздник Огней знаменует окончание
монашеского уединения во время сезона дождей (Вассы) и посвящается
нисхождению Будды с небес Траястринсы.
Во всех храмах и монастырях проводятся обряды и церемонии, посвященные
этому празднику, а также выходу из монашеской общины (Сангхи) тех, кто
вступил в нее на период сезона дождей. В ночь полнолуния городские
площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами,
масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях
под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких
пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам,
символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.
Праздник завершает церемония катхина (санскр. «одежда») — дарение одежды
членам Сангхи, которая проводится во всех монастырях. Во многих районах
подарки членам Сангхи вручаются поочередно: для этого в монастырях
вывешиваются желтые флаги, указывающие на то, что в них проводится
чтение священных текстов, которое сопровождает церемонию катхина.
Некоторые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь
получить таким образом как можно больше заслуг. Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек
(Хозяину воды): на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут
монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение
сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и
ударами гонга.