Если человек придает особое значение таким качествам, как честь,
совесть, порядочность, преданность, развивая их в себе, и не спрашивает с
других, не требует честности по отношению к себе - это значит, что
человек идет по правильному пути, хотя для окружающих он может казаться
гордецом.
Если человек начинает желать, чтобы его ценили, уважали за его хорошие
качества, чтобы к нему относились так же, как он относится к людям, а
они этого не делают - возникает обида. В его душе поселяется недовольство поведением окружающих, за этим и осуждение, а это уже гордыня. Человек сам не замечает, как прекрасные качества, которые он в себе воспитал, сделали его по сути, несчастным: "Я же такой хороший, а меня все обижают, не ценят, обманывают" и т.д.
Гордыня - тайное чувство, эмоция, которая спрятана в глубине нашей души.
Это то, что человек не видит и часто не хочет замечать. Внешне она
никак не проявляется, человек спокоен и вежлив, причтен в общении, а
внутри у него - чувство самодовольства. И если сделать какое-либо
замечание, он обидится до глубины души и подумает, а то и скажет:"Ты в сто раз хуже меня, и еще мне указываешь" - это явно указывает на гордыню.
Горыдня многолика:
1. Скрытое любование собой или наоборот, - явная переоценка своей внешности. "Люби меня такой, какая я есть".
Гордыня не дает увидеть себя в истинном свете, это приводит к самообману, любить себя надо, но только без осуждения и требований к окружающим, без обид и упреков.
Ведь люди, который нас окружают, даны нам именно для помощи. (Каждый встречный тебе не друг и не враг, но учитель ("Две жизни") ) А мы, место того, чтобы принять эту помощь с благодарностью, отворачиваемся и оскорбляемся. Вот в чем ошибка.
2. "Почему человек систематически не выполняет данные мне обещания".
Здесь может быть 3 варианта
а) когда я оказываю давление и человек обещает все, что хочет, лишь бы я "отстала", Я не считаюсь с возможностями и желаниями
другого человека и требую то, что мне надо. И ему ничего не остается
делать, как пообещать и не сделать.
б) я порядочный, никого не обманываю, чрезмерно доверяю людям - значит, и люди не должны подводить меня - так я думаю. Мнение
людей противоположно. Неверная самооценка приводит меня к самообману и
излишней доверчивости, и в этом моя ошибка.
в) сама люблю слукавить, приукрасить, считая, что таким образом более удачно себя преподнесу.
Это желание выделиться, быть лучше других - тоже является причиной обмана: я - по мелочам, меня - по большому счету, ведь, я думаю, что умнее других, догадливее, сообразительней, а оказывается - не так. Находится человек, который во много раз опередил меня по этим показателям.
3. Ложная скромность.
Скромность - это прекрасно, если это истинная скромность, а не напускная. Ведь истинно скромного человека хвастовство не раздражает. А если в нас рождаются мысли осуждения,
например: у меня тоже есть многое, а я молчу, не хвастаюсь" - это уже не скромность.
Настоящая скромность, идущая из глубины сердца, - отличается от
напускной, ложной скромности, рождающейся из-за гордыни, от желания
быть лучше других,от чувства превосходства.
Именно это заставляет человека промолчать. Так что если нас раздражает хвастовство человека, то это не что иное, как гордыня.
4. Аккуратность - повышенная требовательность к людям "смотри на меня - делай, как я".
Человек чрезмерно ценит аккуратность и недоумевает - как же можно по-другому? Его раздражает все, что не соответствует его идеалам чистоты и красоты. Конечно, чистота и красота - это хорошо, нельзя под свои идеалы подстраивать всякого человека. Именно гордыня не дает изменить свое отношение к людям. О, что же теперь жить в грязи? Нет.
Учиться - не раздражаться и не осуждать.
5. Скупость - почему человек мне кажется жадным?
А это ничто иное как желание посчитать чужие деньги, при этом, не умея их зарабатывать.
6. На меня повышают голос - нежелание слушать то, что говорят, а я считаю, это глупостью, мне это не пригодится - самоуверенность, а значит - гордыня.
Именно гордыня лежит в основе всех неправильных убеждений. Казалось бы, такие разные ошибки, а причина одна.
Зеркальное отражение реальности заставляет признать, что черты
характера и манеры поведения, увиденные нами в других - в той или иной
степени присутствтуют в нас.
Восприятие окружающего мира отображает собственное состояние души.