ПСИХОСИСТЕМОЛОГИЯ
Переходной
период из 20 в 21 столетие ознаменовал особый кризис традиционных
направлений гносеологии (познания). В 20в. изменилось представление об
объекте познания, о строении и зарождении мира. И, как следствие, в
конце 20в. появились предпосылки для возникновения нового направления в
психологическом познании – психосистемологии – науки
о психологических системах, предметом исследования которой стало
описание объекта или явления как системы. В психосистемологии
исследуются психологические системы, такие как: человек, коллектив,
предприятие, свойство личности, жизненное явление, черта характера.
Отсюда
любая психологическая проблема, рассматриваемая как система,
предполагает выделение ее универсальной структуры, универсальных
принципов ее существования, а, следовательно, появляется возможность
исследовать комплекс причин, порождающих отклонения от траектории
развития. На этом основании в психосистемологии сформулированы ключевые
положения психологической системы – это целостность, многоуровневость,
структурность, динамичность, взаимосвязанность, целеустремленность,
альтернативность.
Выдвижение
человека в качестве универсальной системы существенно отличает
психосистемологию от системы ортодоксальных наук. Многогранность
феноменологии человека отражает объективно существующее многообразие
его системы отношений – человек, формируя свою судьбу, оказывает
влияние на развитие общества, тем самым принимая колоссальную
ответственность за судьбы прошлых, настоящих и последующих поколений
человечества. Психосистемология становится средством связи между всеми
областями познания человека, средством объединения различных разделов
естествознания и общественных наук в новом «синтетическом
человекознании».
Цель психосистемологии – исследовать универсальные законы развития психологических систем, на основе которых формируется, в качестве идеала, модель развития системного комплекса, которая служит стратегией при решении поставленных задач.